Арматура

Что такое арматура?

 

Эта строительная специальность получила название от «арматуры» — основного материала, с которым имеет дело рабочий. В переводе с латинского слово «армату­ра» означает «вооружение». Следовательно, «армиро­вать»— а это и есть главное занятие арматурщика па строительной площадке — значит вооружать привычные материалы новыми положительными свойствами, делать их еще сильнее, соединив друг с другом, обеспечивать большую прочность и долговечность конструкции здания или сооружения.

Труд арматурщика невиден, он скрыт в толще бето­на. Там скрыты точно выверенные по чертежам, смон­тированные им сложные арматурные узоры. Их нельзя увидеть, нельзя даже коснуться. Но всякий, кто спосо­бен за внешним различать глубинное, за безукоризнен­ным изяществом архитектурных форм разглядеть «ра­боту» конструкции, обязательно отдаст должное арма­турщику, от которого во многом зависит способность здания противостоять ветрам, морозам и землетрясе­ниям, его надежность в эксплуатации.

При сносе и реконструкции старых домов, древних храмов и крепостей в кладке и без того мощных стен нередко находят проложенные в ней железные сетки, прутья или целые каркасы — то, что сегодня мы назы­ваем арматурой. Строительная специальность арматурщик появилась одновременно с началом изготовления железобетона — сравнительно нового строительного ма­териала, открытого французским садовником Ж. Монье в середине прошлого века. Случайно погрузив железный обруч в цементный раствор, он неожиданно для себя получил прочную цветочную кадку, не замедлив полу­чить патент па новый эффективный материал. При всей предприимчивости садовник не мог, конечно, представить, какое великое будущее уготовано его открытию. Пройдет совсем немного времени, и армированный бетон благодаря сочетанию в нем редких, замечательных ка­честв войдет а моду, найдет самое широкое примене­ние в строительстве, решительно вытеснив такие «вечные» материалы, как камень, дерево и металл.

Уже к концу XIX в. железобетон появляется в Рос­сии: из него возводят изящные переходные мостики и своды над московскими торговыми рядами {теперешний ГУМ), здание маяка с башней высотой около 40 м в Николаеве и 4-этажное здание фабрики в Петербурге. Таким образом, было положено начало большому пути, который предстояло пройти железобетону. Уже в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже большинство крупных выставочных залов и павильонов, где демонстрировались передовые технические достижения разных стран, в том числе и России, было выстроено из железобетона — ма­териала, как бы символизирующего собой прогресс в строительстве.

Что привлекло строителей в железобетоне? Возводи­мые из него сооружения оказались более прочными, чем деревянные, каменные и металлические; обладая высо­кой несущей способностью, конструкции не требуют особой защиты, поскольку заслоненная бетоном арматура не подвергается никакой коррозии. Было установ­лено, что железобетон, как и простой бетон, хорошо вос­принимает сжатие, по в отличие от бетона, хорошо вос­принимает также и усилия растяжения, усилия изгиба. Эти его свойства сразу стали использовать строители. Железобетон сохраняет чудесное свойство бетона — твердеть под водой. Из него научились возводить фун­даменты для маяков, молы, доки, каналы, нефтяные вышки, морские причалы.

Самые интересные, содержательные страницы в исто­рии развития железобетона написаны в наш век, в наше время. Он пришел на помощь строителям в трудные годы первых пятилеток, в послевоенный период, когда шло интенсивное восстановление разрушенного войной хозяйства. Но никогда еще объемы его производства и применения не были столь велики, как в настоящее время. Если когда-то сомневались в необходимости железобетона, то теперь он стал построечным материалом номер один; сегодня без него невозможно представить строительство. Чего только не возводят из железобето­на—дома и плотины, купол оперного театра и опору ЛЭП, плавательный бассейн и коллектор большого диа­метра, в который заключают целые реки.

Появились разновидности железобетона — сборный, монолитный, сборно-монолитный, предварительно напря­женный. Конструкции из сборного железобетона монти­руют из отдельных узлов и деталей, сделанных на за­водах. Например, современный жилой дом собирают из панелей или блоков, ригелей и колонн, лестничных мар­шей и балконных плит.

Этот способ позволяет заметно снизить затраты тру­да на строительство здания, уменьшить расходы дефи­цитной стали и лесоматериалов, сократить продолжи­тельность строительных работ. Но где-то нет заводов по изготовлению сборного железобетона; где-то сложно на­ладить перевозку готовых конструкций из-за их крупных габаритов; или же в возводимых уникальных объектах (доменных печах, элеваторах, опорах мостов) недопу­стимы разрывы и швы. Во всех этих случаях применяют конструкции из монолитного железобетона, которые соз­дают непосредственно на месте путем укладки арматуры и бетона в опалубку.

Очень эффективно предварительное напряжение кон­струкций из железобетона — они становятся еще прочнее, еще долговечнее, лучше сопротивляются появлению трещин и имеют значительно меньший вес.

Теперешний железобетон мало чем похож на своего далекого предка. Ученые прилагают все усилия к тому, чтобы ярче выявить его достоинства, а недостатки свес­ти к минимуму. Создана целая наука о железобетоне; всемирное признание получили труды советских специа­листов в этой области П. Л. Пастернака, А. Ф. Лолейта, Л. А. Гвоздева и многих других. В специальных инсти­тутах и лабораториях изучают поведение этого необыкновенного материала в различных условиях, создают новые методы расчета и проектирования сборных, монолитных и предварительно направленных конструкций из железобетона, новые способы производства арматурных и бетонных работ па стройке.

Бурно растет производство железобетона, а вместе с приходом в привычную технологию арматурных работ передовых технических достижений (новых машин и оборудования, сверхпрочной стали новых марок и новых методов сборки арматуры, новых видов арматурных из­делий) растут и требования к рабочей квалификации, знаниям и мастерству арматурщика.

Прежде чем рассказать, какими бывают арматурные изделия и сама арматура, механизмы для производства арматурных работ, чем занимается в течение рабочего дня арматурщик, попробуем разобраться, почему сочетаниe таких разных, совсем непохожих материалов, как сталь и бетон, дает такой удивительный эффект.

 

Зачем нужна арматура

 

Известно, что конструкции здания испытывают раз­личные нагрузки: от веса находящихся в здании людей, станков, оборудования и др. Причем нагрузки действуют и разных случаях по-разному — растягивают конструк­цию, сжимают или изгибают. Конструкция может испы­тывать сразу сжатие и изгиб, растяжение и сжатие или изгиб и растяжение. Например, опертая на концах и нагруженная в середине плита изгибается, при этом верхние слои сжимаются, а нижние растягиваются. Если эту плиту изготовить из обычного бетона и как следует нагрузить, то верхние слои, сжимаясь, хорошо перено­сят нагрузку, а в нижних, растянутых слоях бетона появляются тонкие трещины. Бетон оказывает в 10 раз

меньшее сопротивление усилиям растяжения, чем усилиям сжатия, Прекрасно зная это свойство бетона, его применяют в чистом виде только в конструкциях, работающих на сжатие (фундаментах, колоннах, стенах домов), но и там их усиливают арматурой чтобы сделать еще надежней и прочней.

А вот сталь в чистом виде одинаково хорошо переносит и сжимающие и растягивающие усилия. Потому ее и вводят в бетой, чтобы положительные свойства бе­тона сложить с положительными свойствами стали и тем самым получить материал, обладающий всеми достоинствами бетона, да еще хорошо работающий на растяжение и изгиб. Соединенные в единый, монолитный железобетон, они удачно дополняют друг друга: арматура принимает на себя растягивающие, а бетон — сжимающие усилия, благодаря чему предотвращается опас­ное для конструкции появление трещин.

Теперь понятно, какое важное значение имеет хоро­шее сцепление бетона со сталью. Если арматура до укладки в бетон имеет грязную, замасленную или под­вергшуюся коррозии поверхность (а это вполне может произойти по вине недостаточно добросовестного арма­турщика), то не произойдет хорошего сцепления бетона со сталью, арматура будет как бы скользить в бетоне не воспринимая нагрузки. Сама идея железобетона в данном случае окажется извращенной, несостоявшейся. Поэтому хороший арматурщик прежде всего следит за тем, чтобы поверхность арматурной стали перед ее укладкой в бетон была абсолютно чистой. Наилучшее сцепление бетона и арматуры обеспечивается, когда в бетой укладывают не отдельные стальные стержни, а цельные сварные сетки и каркасы, чьи жесткие соеди­нения гарантируют устойчивое положение арматуры в теле бетона. Такие сетки и каркасы изготовляют на специальных арматурных заводах или в механизирован­ных арматурных цехах и мастерских заводов железо­бетонных изделий. Готовые изделия доставляют на строительную площадку, к месту укладки.

Арматура играет различную роль в железобетонной конструкции. Различают рабочую, распределительную и монтажную арматуру. Каждая разновидность арматуры имеет свое, строго определённое назначение.

Рабочая арматура призвана воспринимать самые неблагоприятные для изделий усилия — растягивающие усилия от внешних нагрузок и собственного веса бето­на и стали. В таких конструкциях, как, например, ко­лонны, рабочая арматура принимает на себя нагрузку от основных сжимающих усилий. И все же только ра­бочей арматуры недостаточно для придания необходи­мой прочности изделию. Поэтому на помощь рабочей арматуре приходит арматура распределительная, назна­чение которой — равномерно распределять нагрузку между всеми стержнями рабочей арматуры, а также арматура монтажная, которая служит для сборки от­дельных стержней в жесткий арматурный каркас. Чтобы предотвратить появление нежелательных косых трещин, и арматуру конструкции добавляют различные стержни и хомуты — фигурные, отогнутые с особыми крюками или без них. Отдельные стержни рабочей, распределительной и монтажной арматуры соединяют между собой и сетки или каркасы сваркой или при помощи металли­ческой вязальной проволоки. В обычных панелях, блоках жилого дома устанавливают арматуру, диаметр стержней которой не превышает 20 мм. В сооружениях, испытывающих огромные нагрузки (мосты, эстакады, промышленные цеха), применяют более мощную арма­туру со стержнями диаметром 40—50 мм, а в массивах гидротехнических сооружениях, например плотинах,—арматурные стержни диаметром 90—120 мм.

Заводы обычно поставляют на стройки арматуру 1 виде связок стальных стержней или готовых к уклад­ка в бетон сеток и каркасов. Арматурные сетки поступают свернутыми в большие рулоны или плоскими картинами». Из плоских сварных каркасов можно со­брать объемный каркас, соединив несколько плоских каркасов монтажной арматурой.

В предварительно напряженных конструкциях широ­ко применяют прядевую арматуру. Пряди представляют гобой канаты, изготовленные из стальной высокопрочной проволоки. Они бывают однорядные (из семи или боль­шего числа проволок) или двухрядные — из двух одно­рядных прядей.

В бетонную массу вместе с арматурными стержнями, тетками п каркасами ставят монтажные петли и заклaдныe детали. Монтажные петли, выступающие из поверхности бетона, позволяют такелажнику строповать изделия для подъема краном и подачи к месту установ­ки. Закладные детали нужны для соединения отдельных деталей между coбoй при возведении здания или сооружения.

 

Сталь для арматуры

 

Общие сведения. Одна из прямых обязанностей рабочего-арматурщика независимо от того, трудится он на строительной площадке или в цехе завода —это умение различать арматурную сталь по маркам, форме, диаметру поперечного сечения, состоянию поверхности. Для армирования употребляют главным образом горяче­катаную {по способу изготовления) сталь гладкого или периодического профиля. Периодический, то есть изме­няемый по длине профиль позволяет добиться гораздо лучшего сцепления стали с бетоном. Сталь для армату­ры можно легко отличить по внешнему виду. Так, горячекатаная сталь класса А-II имеет выступы по винтовой линии с двумя продольными ребрами, а сталь клас­са A-III имеет выступы с наклоном в виде «елочки». Концы стали класса A-IV окрашены красной краской, что помогает быстро найти ее среди другой стали.

Для изготовления арматурных сеток и каркасов на­ряду со сталью часто применяют проволочную армату­ру, так же, как и сталь, имеющую гладкий или периоди­ческий профиль.

Свойства стали изменяются в зависимости от содер­жания в ней избыточного или недостаточного количества yглерода или введения в нее таких добавок, как хром, марганец, вольфрам. Углерод способен повысить проч­ность и твердость стали, но его избыток делает ее хруп­кой. А вот специальные добавки вводят в сталь (ее тогда называют легированной сталью) для улучшения ее ме­ханических свойств или придания особых физико-хими­ческих качеств, например кислотоупорности, жаростой­кости, отсутствия магнитных свойств, устойчивости про­тив коррозии. Существуют специальные инструкции для арматурщиков, где разъяснено, в каких случаях может применяться низко- или высокоуглеродистая сталь, низ­ко-, средне- или высоколегированная сталь.

Сведения о химическом составе стали зашифрованы в со марке. Например, сталь марки 20ХГ2Ц содержит углерода 0,2%, хрома 1%, марганца не более 2% и цир­кония не более 1%. Прочность, пластичность, сваривае­мость—вот основные требования, предъявляемые к ста­ли. Для обычных конструкций применяют сталь с пер­вого по четвертый классы (A-I — A-IV), а для предва­рительно напряженных — сталь пятого (A-V), а иногда и шестого (A-VI) класса. Чем выше класс стали, тем выше ее прочность. Буква «т» при обозначении класса стали (сталь класса Лт-1) указывает на то, что сталь прошла дополнительно особую термическую обработку для повышения ее прочности. Если стоит буква «в» (Ав-1) — значит сталь упрочнена с помощью вытяжки на специальном устройстве. Сталь Атк означает термически упрочненную арматуру-катанку, которую доставляют на стройки в бухтах.

Кроме стержневой стали, для армирования конструк­ции применяют также гладкую или рифленую проволо­ку, стальные пряди (их обозначают буквой П и цифрой, указывающей иа число проволок в пряди) и стальные канаты (их обозначают буквой К и цифрами, указываю­щими число прядей в канате и проволок в пряди).

Получив очередную партию стержней, канатов, проволоки или стальной пряди, арматурщик по данным, приведенным в сопроводительных документах, сразу определяет, с каким материалом ему предстоит рабо­тать. Одна из главных обязанностей арматурщика — правильная организация приема и хранения стали, из которой будет изготовлена арматура.

Прием и хранение стали. Она поступает на рабочее место арматурщика в самом разнообразном виде. Стерж­невая сталь обычно приходит в виде перевязанных проволкой пучков, стальные сетки — в рулонах, либо пло­скими картинами, собранными в пакеты и так лее креп­ко перевязанных проволокой. Пряди и канаты поступа­ют отдельными отрезками длиной не менее 2 м, а прово­лока— в мотках (бухтах), каждый массой около 100 кг. Первым делом необходимо внимательно ознакомиться с сопроводительным документом — сертификатом, где указаны наименование завода-изготовителя, дата изго­товления, диаметр, марка и масса стали, время ирове-де1шя испытаний и их результаты. Данные сертификата должны совпадать с поступившей партией стали, пол­ностью отвечать требованиям Государственных стандар­тов и технических условий.

Каждая партия арматурной стали должна иметь ме­таллическую бирку завода-изготовителя. Удостоверив­шись в том, что такая бирка имеется, арматурщик тщательно осматривает поверхность стали. При обнаруже­нии на ней вмятин, отслаивания, искривления формы, коррозии или других дефектов, сталь бракуют, оформ­ляя это соответствующим актом.

Если сталь не имеет сертификата завoдa-изгoтoвителя и бирки, то при се приеме проводят контрольные ис­пытания образцов в строительной лаборатории: опреде­ляют показатели сопротивления стали разрыву, предел ее текучести, относительное удлинение, угол загиба, число перегибов в холодном состоянии и другие необходи­мые данные о материале.

После проверки пригодную арматурную сталь раз­мещают на складах раздельно по моткам, профилям н диаметрам. По диаметру сталь сорт1фуют с помощью калибров, штанген или кронциркуля. Тут же на складе или под навесом, устраиваемым для того, чтобы уберет металл от коррозии, сталь очищают металлическим! метками от ржавчины, еще раз проверяют, нет ли на ней трещин, пленок или пузырей. Стальные прутья с из гибом передают на правильный верстак, после чегс раскладывают по штабелям. Стержневую сталь хранят только на стеллажах штабелями высотой до 1,5 м а бухты — на настилах высотой до 2 м.

При выполнении складских работ строго соблюдаю правила техники безопасности, особенно при работ с подъемно-транспортными механизмами.

Со склада сталь поступает в арматурный цех: е( транспортируют при помощи мостового крана, тельфера, узкоколейной вагонетки, автокара или тележек пй пневмоколесном ходу. Именно здесь стальные стержни канаты, пряди становятся арматурным изделием.

Арматурные работы входят в комплекс работ по изготовлению железобетонных конструкций. Они включают в себя ряд операций: обработку арматурной сталь (правку, чистку, резку, упрочнение стали, придание eй нужной формы), сборку изделия, доставку его к месту монтажа, установку в проектное положение. Первое рабочей операцией с арматурной сталью является механическая ее обработка, которую осуществляют на специальных станках и механизмах.

Правка, чистка, резка арматурной стали. Поступившую в цех в виде бухты (мотка) легкую арматурную сталь необходимо размотать, очистить, выпрямить и нарезать по размерам. Все эти работы молено выполнить на автоматическом правильно-отрезном станке, обслу­живаемом звеном из двух рабочих. Во время работы станка арматурная сталь протаскивается тянущими ее роликами через отверстия плашек непрерывно вращаю­щегося правильного барабана. Отверстия плашек смещены в обе стороны от оси. При протягивании через вращающийся барабан сталь выгибается в разные сто­роны, выпрямляется и очищается от грязи и ржавчины до блеска. Когда конец стержня достигает упора, авто­матически включается режущий механизм, который и отрезает стержень требуемой длины, Когда весь моток арматурной стали нарезан, станок также автоматически выключается; нарезанные стержни укладывают на стеллаж. Арматурщику 3-го разряда при работе на правиль­ноотрезном станке поручают регулирование плашек правильного барабана, заправку стержней, установку механизма резки на заданную длину. Арматурщик 5-го разряда устанавливает моток стали на вертушку правильного барабана, относит нарезанные стержни к стеллажам, помечает стержни соответствующими бирками. Для обработки тяжелой арматурной стали приме­няют другую технологию и оборудование, и потому все работы ведут отдельным потоком. При большом объеме работ применяют станки конструкции Чебурсепа, хоро­ню удаляющие ржавчину со стали не только гладкого, но и периодического профиля.

Тяжелую прутковую сталь правят на специальных станках. Эту работу выполняют двое арматурщиков: один подносит согнутые стержни и укладывает их на высокие козелки, а второй выправляет стержни, закла­дывая по одному методу уголками или штырями, припаренными к правильной плите.

Стержни стали большого диаметра (свыше 40 мм) правят па особых станках, на которых можно сгибать и править даже трубы.

Режут сталь па автоматических, ручных станках, а также на приводных станках, работающих от электродвигателя. Рабочей частью приводного станка служат подвижный и неподвижный ножи. Подвижный нож за­креплен в ползуне, который совершает возвратно поступательное движение. Стержень закладывают между кромками ножей в момент их наибольшего расхождения. Для резки тяжелой арматурной стали очень   больших диаметров применяют станки с гидравлическим приво­дом или автогенную резку.

Универсальные пресс-ножницы позволяют резать не только круглые стержни, но и сортовой и фасонный прокат: уголковую, полосовую, листовую, швеллерную и двутавровую сталь. На универсальных станках можно пробивать отверстия в самой крепкой стали. Для повы­шения прочности арматурную сталь следует дополни­тельно упрочнить.

Упрочнение арматурной стали. Эта рабочая опера­ция позволяет увеличить прочность стали на 15—50%, что дает значительную экономию дорогостоящего мате­риала, уменьшает его стоимость.

Существует ряд способов холодного упрочнения ста­ли: вытяжка, сплющивание, волочение. Упрочнение вы­тяжкой заключается в том, что арматурные стержни помещенные в зажимы, растягивают до появления в них нужных силовых напряжений. Длина стержня при этом увеличивается. Приборы контролируют показатели на­пряжения и удлинения стали. Для натяжения стержней стали класса А-П и A-III применяют гидродомкраты или грузовые устройства. Эта сталь используется в качестве предварительно напряженной арматуры в железобетон­ных конструкциях. Для более простых конструкций упо­требляют упрочненную вытяжкой арматурную сталь класса A-I.

При холодном сплющивании сталь пропускают через профилированные валки, которые, образуя вмятины на поверхности стали, значительно ее уплотняют. Эту рабо­чую операцию также выполняют на станках.

Волочение применяют главным образом для арматур­ной стали класса A-I. Проволоку протягивают через отверстие — фильер, диаметр которого немного меньше диаметра протягиваемой проволоки. При волочении диа­метр проволоки уменьшается, длина увеличивается, а прочность стали возрастает на 60—70%. Упрочнен­ную таким способом проволоку называют холодно­тянутой.

После упрочнения арматурной стали ей следует при­дать форму в соответствии с чертежом.

Гибка арматурной стали. Если для изготовления же­лезобетонной конструкции нужны арматурные заготовки сложной формы {хомуты, петли, отгибы, с крюками на концах и без них) выправленные и нарезанные по размеру стержни передают на гибку. Эту операцию выпол­няют на ручных или приводных станках. На ручном станке конструкции Замкова можно изгибать стержни диаметром до 14 мм. При меньшем диаметре на этом станке можно изгибать сразу несколько стержней. На приводном станке С-146 можно изгибать стержни диа­метром до 90 мм. Обслуживает такой станок звено из двух арматурщиков. При числе отгибов до четырех ра­боту выполняют арматурщики 3-го и 2-го разрядов, при четырех отгибах и более— арматурщики 4-го и 2-го раз­рядов.

Для сгибания стальных сеток наша промышленность выпускает мощные станки с гидроприводом; опытные арматурщики сгибают с помощью таких станков до 150 сеток в 1 ч.

После всех необходимых операций по механической обработке стали арматурные заготовки доставляют к месту сборки их в арматурные изделия. Здесь заго­товки еще раз внимательно осматривают, проверяя их качество, устраняют замеченные дефекты и приступают непосредственно к процессу изготовления арматурного изделия.

Изготовление арматуры

Из отдельных прямых стальных стержней или стерж­ней сложной формы собирают арматурные сетки и кар­касы. В местах пересечения стержни сваривают или перевязывают проволокой.

Электросварка повышает производительность труда арматурщика, резко улучшает качество арматурных изделий. Причем прочность сварных соединений ничуть не уступает прочности самого стального стержня. Свар­ные узлы обеспечивают большую надежность работы арматуры, способствуют прочному и надежному закреп­лению ее в бетоне. С помощью контактной и дуговой электросварки изготовляют отдельные сетки и каркасы, производят укрупнительную сборку плоских каркасов II объемные.

При контактной сварке места соединений стали на­гревают до размягчения, а затем сжимают. При дуговой сварке места соединений стали сплавляют. Дуговая сварка бывает ручная, под флюсом, ванная, электрошла­ковая. Сварочные работы выполняют рабочие-сварщики в соответствии со специальными указаниями по сварке соединений, арматуры и закладных деталей железобе­тонных конструкций. При дуговой сварке арматурщики не принимают уча­стия в работе сварщика. При контактной сварке арма­турщики помогают зачищать стыкуемые концы стальных стержней.

При изготовлении некоторых особо сложных про­странственных каркасов нельзя применить сварочные аппараты. При небольших объемах работ использование сварочных аппаратов нецелесообразно. В этих случаях стержни соединяют между собой с помощью стальной вязальной проволоки. Соединение стержней ручной вяз­кой допускается для арматуры диаметром не более 16 мм.

Если длина стальных стержней недостаточна, то прежде чем соединить, их стыкуют. При этом стык дол­жен быть столь же прочным, как металл самого стерж­ня или сварной узел. Стыкование производят одним из трех способов: внахлестку без сварки, с помощью про­волоки, дуговой или контактной стыковой электросвар­кой. Самый распространенный последний способ, так как при нем не требуется металла на устройство допол­нительных накладок и подкладок в местах стыкования.

В современных арматурных цехах широко применяют контактно-сварочные манипуляторы, автоматические многоэлектродные сварочные машины, а для изготовле­ния сложных пространственных каркасов — подвесные пневматические машины высокой производительности. Электронный регулятор времени «следит» за тем, чтобы все производимые машиной операции выполнялись в точно определенное им время. Цикл сварки включает в себя сжатие электродами свариваемых деталей с по­степенным увеличением давления до нужной величины, прохождение тока по время сварки, выдержку места соединения под давлением. Подвесные сварочные клеммы, работающие от выносного трансформатора, можно перемещать в любом направлении и подводить к самому труднодоступному месту сварки.

Сварочные машины при сборке пространственных каркасов применяют лить после укладки плоских сеток и каркасов в специальные монтажные устройства — кон­дукторы. Эту работу выполняет звено, состоящее из арматурщика 6-го разряда (самого высокого), двух арматурщиков   4-го   разряда   и двух арматурщиков 2-го разряда. Они размечают расположение плоских се­ток и каркасов в кондукторе, с помощью крана устанавливают плоские сетки и каркасы в кондуктор, выверяют их расположение по чертежам и закрепляют. Только после этого приступает к работе сварщик.

Ручная вязка сеток и каркасов — не такая простая работа, как могут показаться на первый взгляд; она требует также определенных усилий и сноровки. Ее вы­полняют тонкой отожженной проволокой диаметром 0,8—1 мм, заранее заготовленной в виде мотков или нарезанной небольшими кусочками, Вначале арматур­щик раскладывает по шаблону стержни рабочей и рас­пределительной арматуры, а затем в пересечениях пере­вязывает их проволокой с помощью особых арматурных кусачек. Зубцы кусачек слегка притуплены, чтобы во время вязки они не перерубали проволоки. При вязке плоских сеток арматурщик держит кусачки тремя паль­цами правой руки, а отрезок проволоки — и левой руке, быстро заводит конец проволоки, захваты­вая кусачками оба стержня под их пересечением в про­тивоположных углах, закручивает в два оборота в креп­ко стянутый узел и, не раскрывая кусачек, подгибает концы проволоки в виде крючка, чтобы использовать его для следующей вязки. Арматурщики-новаторы соз­дали много различных приспособлений для сборки и вязки плоских и пространственных арматурных каркасов.

В виде сварных или вязаных сеток, каркасов арма­турное изделие доставляют к месту, где изготовляют железобетон или монтируют стальные конструкции.

Перевозка и монтаж арматуры

перевозке вязаных арматурных изделий необхо­димо соблюдать особые меры предосторожности. Их стремятся изготовлять как можно ближе к месту установки, чтобы по возможности вообще избегать их транспортировки. В зависимости от расстоянии перевозок, размеров изделий и веса арматуры выбирают способ транспортировки — на автомобилях, трайлерах или железнодорожных платформах. Чтобы избежать поврежде­ний (разрывов сварных соединений, искривлений), пло­ские каркасы и сетки перевозят пакетами в специальной сборно-разборной таре.

Места строповки арматуры помечают яркой краской. Как правило, арматурные изделия доставляют на строй

 

ки комплектами полностью подобранными для монтажа той или иной конструкции. При изготовлении сборного железобетона арматуру устанавливают в инвентарную металлическую форму, а при изготовлении монолитных железобетонных кон­струкций — в постоянную или временную опалубку. Мон­таж арматуры везут в строгом соответствии с проектом производства работ, где указаны последовательность установки отдельных арматурных элементов, способ монтажа н крепления отдельных узлов. Перед установ­кой арматуры проверяют соответствие опалубки проект­ным размерам и качество ее выполнения. Как правило, опалубку ставят заранее. Однако тяжелые несущие каркасы некоторых видов конструкций, например колонн с арматурой диаметром более 20 мм, устанавливают до устройства опалубки.

Для монтажа арматуры на стройках применяют мощные краны на колесном или гусеничном ходу. Стропуют арматуру таким образом, чтобы положение под­нятого краном элемента было близко к проектному. При установке арматуры следят за тем, чтобы не нарушить размер защитного слоя бетона, выдержать расстояния металлу отдельными стержнями. Для этого мел1ду арма­турой и опалубкой заранее устанавливают бетонные или металлические прокладки.

Для железобетонных конструкций используют раз­личные виды арматуры: для фундаментов, плит и на­ружных степ зданий — чаще всего сетки, а при устрой­стве колони и балок—арматурные каркасы. При уклад­ке арматуры для фундамента здания оставляют корот­кие выпуски арматуры для последующего крепления к ним каркаса колонн. Их монтируют сверху в короб опа­лубки и крепят к арматуре фундамента. Вязку сложной арматуры колонн выполняют отдельными стержнями, подсобный рабочий подносит стержни, устанавливает их в короб опалубки, принимает участие в вязке арма­туры. Более опытный арматурщик привязывает хомуты к стержням, а вертикальные стержни — к выпускам фундамента или нижестоящих колонн. Ручную вязку арматуры тонких стенок большой длины и плит ведут поточным способом.

Соединение сеток и каркасов должно обеспечить на­дежность будущей конструкции. После выполнения всех монтажных работ оформляют акт сдачи-приемки, в ко­тором оцениваются результаты труда арматурщиков. При приемке комиссия осматривает сварные узлы, стыки и швы проверяет расположение стержней, соответствует ли проекту их диаметр, расстояние между отдельны­ми стержнями. Из арматурной конструкции вырезают отдельные образцы и подвергают их лабораторным ис­пытаниям. К акту приемкп-сдачи арматурных работ при­кладывают заводские сертификаты использованного металла и электродов, выписки из лабораторных журналов по испытаниям образцов, фамилии ответственных сварщиков и арматурщиков, производивших монтаж и сварку арматуры.

Напишите нам:info@kompetent-stroy.ru